Авторская передача жанны

Авторская передача Жанны Бичевской От сердца к сердцу Святой Царь Николай II (Часть 1)
Здравствуйте, дорогие друзья, братья и сёстры, дамы и господа. Сегодня мы продолжаем тему, которую затронули в прошлый раз. У нас в гостях в прошлый раз были Татьяна Миронова и Вадим Кузнецов. Мы сегодня продолжаем разговор о причине отречения Царя, нашего святого Царя Николая II. И, собственно, с какой точки зрения надо рассматривать, чтобы не ошибиться и не впасть в искушение с какой точки зрения надо рассматривать подвиг Царя, с богословской? Чтобы не ошибиться? Итак, у нас в гостях Вадим Петрович Кузнецов. Здравствуйте, Вадим Петрович.
В. К. Добрый вечер.
Ж. Б. Дело в том, что попыток объяснить этот документ (речь идёт об отречении Николая II), который сам Николай II называл, конечно же, манифестом — объяснений очень много разных. Дело в том, что люди пытаются объяснить его с совершенно разных позиций. Историки соответственно с исторических позиций, юристы с юридических, и т. д. Ну, для людей верующих есть метод наиболее простой, доступный, понятный и приемлемый, это духовная, то есть содержательная, сторона этого документа. То есть само событие было духовного порядка, и документ этот может быть объяснён правильно только лишь с Евангелием в руках. Ну и, разумеется, со святыми Отцами, которые это Евангелие толкуют. И, в принципе, Николай II как Помазанник Божий, как другие Цари они являются историческими иконами Иисуса Христа в служении Царя. В этом смысле Николаю II как раз было Промыслом Божьим предложено уподобиться тому самому трудному подвигу Иисуса Христа, который св. Отцы Церкви называют подвиг искупительный. И Царь-искупитель, он, конечно, по своему подвигу, по своему служению стоит выше Царей-Удерживающих. В пророчествах святых говорилось о том, что Николай II выше всех Царей будет. Имелось в виду как раз именно то, что он будет Царём в полноте, он будет Царём-искупителем. И этот искупительный подвиг Иисус Христос начал в Гефсимании.
Ж. Б. Напомним, об этом говорил прпб. Тайновидец Авель, живший в XVIII веке, и многие другие.
В. К. Да, пророчества их сбылись в подробностях, как известно.
Ж. Б. Именно Царь был назван искупителем, Царём-искупителем. А вот почему сейчас он канонизирован, прославлен в чине мученика вот этого я не могу понять.
В. К. Ну, это, мягко говоря, по недоразумению, конечно, и вообще это по неверию некоторых иерархов. Не верят они и в смысл этих событий, который заранее был разъяснён и предсказан в пророчествах. Хотя, казалось бы вот они, пророчества, вот события, которые показывают, что пророчества сбываются, и такое вот махровое неверие верующих людей это удивляет. Конечно, у нас есть владыки, которые всё понимают, и даже настаивают на прославлении Николая II как искупителя греха России, греха народа.
Ж. Б. Грех клятвопреступления, грех измены имеется в виду.
В. К. Измены Романовым. Среди них такие, как архиепископ Мелхиседек и другие.
подобно Иисусу Христу, даёт согласие на исполнение замысла Божия. Для того, чтобы народ в будущем получил возможность покаяния, которое заключается в прославлении искупителя. Грех должен быть искуплён, и этот искупительный подвиг был свыше, через святых, предложен Николаю II от Бога, на что он дал свое согласие, как мы читаем во многих книгах. Через живых святых, и даже через некоторых усопших святых, как Авель XVIII века, прпб. Серафим это святые уже были умершие ко времени царствования Николая II. Но они письменно обратились к нему, и Царь их собственноручные обращения к себе читал лично. Письмо Серафима Саровского заканчивалось словами Государь, сойди с престола сам.
Ж. Б. И Паша Саровская, то же самое, блаженная Дивеевская, говорила.
В. К. То есть он должен был уподобиться Иисусу Христу, который на то и пришёл в мир, для того, чтобы спасти через искупление всё человечество.
Ж. Б. А прпб. Тайновидец Авель говорил: и сменит Царь второй, искупитель, корону царскую на венец терновый. Тоже был предсказан такой вот вид искупительного подвига.
В. К. Да, то есть во многих книгах духовные авторы, старцы, святые наши, новозаветные пророки, прямо запараллеливали Иисуса Христа и Николая II в этом подвиге как Первообраз и образ. Николай II в этом смысле является исторической иконой Иисуса Христа.
Ж. Б. Значит, мы видим, что отречение Царя от Царского трона, от Царской власти, было предначертано? То есть, самим Господом это было уготовлено, и Царь был предупреждён об этом через своих святых. И он был готов уже к этому. Значит, то, что мы сейчас говорим вот, Царь, отречение, как это плохо, как это было ужасно, вот если бы Царь не отрёкся. Начинаем называть тех изменников, которые, собственно, и пришли к нему и сказали Царь, отрекись, сойди с престола, отрекись от Царской власти. Значит, теперь нужно как-то с другой точки зрения посмотреть на это не с точки зрения уже эмоций и документов об отречении, а с богословской точки зрения? Давайте посмотрим.
В. К. Конечно, есть наши человеческие рассуждения, взгляды, пристрастия, благие намерения, а есть замысел Божий.
Ж. Б. Правда Божья.
В. К. Которая открывается нам через святых. И поэтому лучше смотреть на события мировой истории глазами Церкви, глазами Бога. И поэтому нужно, конечно, нужно учитывать этот аспект что новозаветная история есть икона Священного Писания. И я не совсем согласен с этой формулировкой, хотя она чаще всего встречается что Царь отрёкся от Царской власти. Нет, от отрёкся от низшей ступени Царского служения, которая называется Царь-Удерживающий, чтобы стать Царём в полноте, чтобы стать Царём-искупителем. Поэтому это, можно сказать отречение от престола, или, на языке Церкви, сошествие с престола, так же как Государи совершают в начале царствования восшествие на престол, так и возможно сошествие с престола. Но ради чего он сошёл с престола, с этой низшей ступени Царского служения? Именно для того, чтобы начать искупительный подвиг. А он начинается именно с обогащения чужим грехом, как писал св. Иоанн Златоуст об Иисусе Христе в Гефсимании, что Он до того обнищал властью т. е. перестал чудотворить, показывать Свою силу как Бог, дабы обогатиться нашими грехами.
Ж. Б. Может быть, Вы объясните тогда нам именно вот этот исторический и иконографический смысл отречения святого нашего Царя Николая II от Царской власти, и, именно, параллель Гефсимании? Объясните, пожалуйста.
В. К. Николай II не только после отречения не перестал быть Царём мы, кстати, и славим его как святого Царя, а не как святого бывшего царя, он в чине Царей пребывает здесь параллель очень уместна, но, к сожалению, св. Отцов, толкующих Священное Писание, мало кто читает, и поэтому придётся кое-что напомнить, буквально некоторые святоотеческие цитаты.
С догматической точки зрения Иисус Христос своё служение как Искупитель начал в Гефсиманском саду, а завершил Своё искупительное служение на Голгофе. То есть в начале искупительного подвига, в Гефсимании, Он взял грехи всего мира на себя, что и было
Ж. Б. То есть отрёкся от земной Царской власти, потому Он был последний Царь по линии Давида.
В. К. Он не отрёкся от Царской власти. Он остался Царём. Я как раз и настаиваю на других формулировках. Он не только остался Царём, а, начав искупительный подвиг, Он стал Царём наконец-то в полноте. Ведь самый пик, самая вершина Царского служения это есть искупление.
Ж. Б. То есть, как Иоанн Златоуст пишет, Он принял зрак раба. То есть перестал быть Царём для других и принял зрак раба.
В. К. Это написано в Евангелии, что Богочеловек Иисус Христос Он как Царь земной принял зрак раба, то есть прикинулся холопом, на самом деле оставаясь Царём из рода Давидова. И ещё к тому же стал как простой человек, хотя на самом деле Он был Богом, но Он прикинулся простым человеком, перестал называть Себя Богом, потому что от Него требовали другие чтобы Он Себя перестал называть и Богом, и Царём.
Ж. Б. То есть это по сути не отречение, а обнищание Царской власти?
В. К. Совершенно верно. Он приял зрак раба и по виду стал как человек, Иисус Христос, и Николай II тоже, оставаясь Царём пред Богом, по требованию безумных, неверующих людей, которые не верили, что Царь, Помазанник, не может уже не быть Царём, это невозможно, так же как человек, рукоположенный в священники или епископы, никогда уже мирянином не может стать так и Царь.
Ж. Б. Произошло Таинство, конечно.
В. К. Он не только до смерти, но и в будущей жизни пред Богом остаётся Царём, на что помазывается Духом Святым от зачатия, от чрева, это благодатное избрание. И вот Апостолы даже, самые близкие ученики Иисуса Христа и то растерялись, когда ради взятия греха всего человечества в Себя, и последующего на Голгофе искупления его Он предал себя в руки распинателей добровольно. Ведь раньше, мы читаем Евангелие, в прошлые годы Апостолы видели обратное что приходили обидчики, даже с намерением убить Иисуса Христа, но Он им не давался, Он буквально сквозь них проходил, и они ничего Ему не могли сделать. И объяснял Он всегда это одинаково Апостолам что час Мой ещё не пришёл. И вот про этот час Он много чего повторял, говорил. А после того, как они причастились в горнице Сионской, Он им впервые сказал пойдёмте навстречу этому часу. И повёл их в Гефсиманский сад, где начал в присутствии троих избранных учеников , которые были с Ним на Фаворе до этого начал в их присутствии готовиться ко встрече этого часа. То есть, если бы они не проспали а Он их предупреждал, что если проспите, то впадёте в искушение, то есть пойдёте просто против воли Божьей, это самое страшное, что может быть, впасть в искушение они прослушали, проспав, слова подготовительной молитвы, не поняли смысла этого часа, и, конечно, все впали в искушение, как толкуют св. Отцы. То есть начали мешать Ему, только что взявшему грех всего человечества в Себя, нести этот грех на Голгофу, на Новозаветный жертвенник, чтобы там искупить грехи всего человечества. То есть страшно подумать Он начал нас всех спасать, всё человечество, а они начали Ему мешать! Он сразу остановил, и это безобразие пресёк. Сказал, чтобы ножики засунули в ножны, и шли по домам. А тем, кто пришёл Его схватить, сказал, что Меня берите, а их отпустите, они вообще ничего не понимают, что происходит. И действительно, Апостолы поняли только тогда, когда Дух Святой на пятидесятый день, на Пятидесятницу, их посетил, и они поняли всё, что произошло. До этого они недопонимали потому что не было вот этой содействующей благодати, которая им изнутри раскрыла суть того, что произошло.
Ж. Б. И когда Христа взяли, арестовали, они все разбежались, и Пётр трижды отрёкся. То есть это говорит о том, что они действительно впали в искушение, впали в то, о чём предупреждал Господь.
В. К. Психологически они, как бы, можно сказать, даже как люди неверующие могут попытаться оправдать Апостолов ну как же, их Учителя обижают
Ж. Б. Которому они так верили
В. К. почему бы Его не отбить от обидчиков, не вынуть ножи у них там были два ножа.
Ж. Б. Но Петр вынул нож, и отсек ухо одному из воинов.
В. К. Да, и Господь последнее чудо показал.
Ж. Б. Вложи в ножны — сказал Господь.
В. К. Он сделал так, что ухо мгновенно приросло.
Ж. Б. И ещё сказал Господь взявший меч, от меча и погибнет.
В. К. Вот перефразирует фразу Христа, повторяет её Александр Невский.
Так вот, Апостолов Он укорил о том, что если вы хотели Меня раньше защищать, то это надо было раньше делать, пока Я был Царём-Удерживающим, а сейчас Я как Царь начал искупительный подвиг. И сейчас мешать Мне вас спасать это является грехом. А они-то думали, что они совершают добродетель, защищая своего Учителя. А Он им сказал, что это грех, то есть вы впали в искушение. И вот тут Апостолы растерялись потому что они думали, что делают добродетель, а Он им объяснил, что они впали в тяжкий грех. Вот многие до сих пор не понимают, что Николая II нужно было защищать до того, как он отрёкся, пока он был Удерживающий.
Ж. Б. Сохранять ему верность.
В. К. Это было бы добродетелью. Но вдруг, почему-то, многим захотелось его защищать, проявлять какую-то свою верность, уже запоздалую, когда он уже отрёкся. А вот тут-то как раз защищать его уже, Николая II, значит было мешать ему спасать нас подобно Искупителю.
Ж. Б. Мешать его искупительному подвигу.
В. К. Совершенно верно. Это уже было тоже впадение в искушение. Люди, как бы, неверующие, не понимающие православные догматы, не имеющие догматического мышления им трудно пользоваться вот этими вот логистическими схемами, чтобы мыслить именно по-православному. Мудрствовать по вере, как св. Отцы говорят. А неверующим людям всё просто, они по своим страстям и похотям, что им нравится, с точки зрения ветхого человека принимают, что не нравится отвергают. Но так можно и всё христианство отвергнуть, потому что всё, что происходит, описанные события Евангельские, их тоже можно взять и отвергнуть, потому что они друг другу противоречия имеют, внешние такие, видимые, бессмысленные, и т. д. Но на самом деле сила Христианства как раз заключается в том, что наоборот, всё идёт к славе Божьей.
Ж. Б. Как важно нам стараться всё, что связано с искупительной жертвой нашего Царя Николая II, сегодня понять, потому что не поняв этого, мы действительно будем впадать в искушения и не выберемся. Как важна сегодня нам мудрость, рассуждение вспомним, как говорил премудрый Соломон блажен человек, который упражняется в мудрости, и в сердце своем научается святости. Давайте будем помнить о том, что говорил премудрый Соломон, и будем учиться этой премудрости, будем пытаться понять явления, всё-таки, с точки зрения Божьей Истины, а не сравнивая какие-то документы, те или иные. Потому что всё-таки есть богословская точка зрения на все земные события, которые происходят, ещё когда-то академик Шапунов сказал, что все науки, в принципе, сходятся уже в одной точке, дальше дело за богословами. И конечно, это не дело наук, ни филологической, ни исторической исследовать искупительный подвиг Царя. А именно постараться это понять с точки зрения богословской. Вот сегодня у нас в гостях выпускающий редактор православной газеты «Жизнь Вечная» Вадим Петрович Кузнецов, он и помогает нам понять вот эту параллель между искупительным подвигом Господа нашего Иисуса Христа, Его Гефсимании, Его Голгофы, и искупительным подвигом нашего Царя, и тоже его Гефсимании.
Итак, ещё раз, если так можно, повторить вот эту параллель между Гефсиманией Господа нашего Иисуса Христа и Гефсиманией Царя Николая, чтобы мы поняли эту богословскую основу подвига Царя.
В. К. Ну если говорить такую безупречную богословскую формулировку, то мы веруем, что искупительный подвиг нашего Государя Николая II является точным и абсолютным подобием искупительного подвига Иисуса Христа, то есть имеет такую же связь, как образ с Первообразом. Есть постановление 7-го Вселенского собора О созидании и почитании образа. Вот о чем речи идёт. Те, кто не признает, например, что Царь земной есть образ Царя Небесного это люди, которые в Церкви называются еретиками-иконоборцами, и отлучаются от Церкви, подвергаются анафеме, и Господь, как говорится, им судья строгий будет в свое время. А что касается Николая II, и не только него, но сегодня о нем речь, то, действительно, на любой вопрос поможет нам найти правильный ответ только Евангелие, только с Евангелием в руках разумеется, растолкованным св. Отцами Православной Церкви.
Продолжение