Пришельцы захватили землю?

Пришельцы захватили землю? Мировая эпидемия? Конец света?
Родите и все пройдет!

Ты крутая шпионка. Настолько проницательная, что тебе не верят свои же и запихивают тебя в психиатрическую лечебницу, хотя ты во всем права и нашла террориста, когда все его прохлопали. Выполняешь опасные задания, в тебя регулярно стреляют, тебя похищают, бьют, пытают. Ты упорно борешься с серьезным ментальным расстройством и берешь его под контроль, но всегда помнишь о риске рецидива. Тебе светит повышение и карьера мечты. Родить — определенно верное решение. Да, даже если ты этого не хочешь и думаешь об аборте, все будут убеждать тебя в том, что стоит рожать, ведь ребенок поможет тебе «упорядочить твою жизнь».

Ты восхитительная агентка ФБР и докторка. Тебя похищают пришельцы, ставят над тобой опыты. Ты не можешь иметь детей. Ты победила рак. Ты беременна полу-пришельцем. Ты всё время в опасности. Лучше родить и отдать гибрид ничего не подозревающим усыновительницам.

Ты талантливая ученая, докторка, предсказавшая мировые эпидемии и борющаяся с ними. Ты попала в будущее и видела как мир уничтожила чума. Время разрушается, весь мир умирает. Ребенок — это же такое счастье. Аборт не вариант.

Мир захвачен пришельцами, которым нужны дети. Самое время познать счастье материнства, спасаясь бегством по туннелям и прячась в грязной канаве.

Зомби-апокалипсис? Всё разрушено? Медпомощи нет? Вакцины нет? Спасения нет? Ребенок — это то, что сейчас нужно, не сомневайся!

Думаю, вы уже поняли, к чему я клоню, хотя продолжать можно долго. Что объединяет все эти примеры?

1. Ролевая модель
Все героини успешные, сильные женщины в возрасте 30+. Как правило это ролевые модели, на которых равняются женщины, недовольные уготованной им традиционной социальной ролью и желающие изменений, феминистки и потенциальные феминистки. То, что в кино такие женщины в 99,99% стремятся завести мужа и детей, заставляет сомневаться в себе. Если у этой успешной героини жизнь была «не полной» (что бы это не значило), значит, и у меня тоже так? Если она жалеет, что не родила, вдруг я тоже пожалею, если не рожу? При этом вариант «родила и жалею», вообще не освещается либо демонстрируется в ключе «серийный убийца ни в чём не виноват, он стал таким, потому что мама его не любила».
Отсутствие репрезентации других вариантов и их нормализации в художественных произведениях, формирующих наши взгляды, оставляет нам только один «выбор». Задает цель, к которой мы должны стремиться: получить образование, построить, карьеру, найти мужа, родить.
Также он порождает образ супер-женщины, которая может всё — успешное материнство, совмещенное с головокружительной карьерой, параллельно со счастливым браком и хорошим здоровьем, и не забыть быть секси, а также хорошей хозяйкой, поддерживать мужа, быть любящей и понимающей дочерью
И даже если это реально осуществимо в жизни (во что я не верю), то потенциально доступно лишь единицам. Как минимум, вы должны родиться в подходящей стране Также вам должны быть доступны качественные медицинские услуги, хорошее образование, юридическая и фактическая возможность самореализации. Вы должны выиграть в генную лотерею внешность, совпадающую с каноном красоты, и хорошее здоровье. Не лишним будет вспомнить, что количество «успешных карьер» ограничено — не все смогут быть президентками, шпионками, главами отделов и т.д., потому что таких рабочих мест всегда немного.

2. Неподходящие условия.
Героини — не женщины, живущие в неведении, а как раз, те кто борется с этими «неподходящими условиями» на передовой. Они понимают весь ужас и последствия происходящего, но выбирают родить. Именно выбирают, без кавычек, так как многим (не всем), в рамках сюжета, потенциально доступен аборт в медучреждении, или рядом есть врачиня, которая сможет его провести, а часто и сама героиня обладает необходимыми мед. знаниями.
Такое решение меня всегда шокирует. Иногда оно выглядит таким нелепым и чужеродным. Неужели будь героиня реальной женщиной и принимай сама решения (а не мужчина-сценарист В пользу этого свидетельствуют истории реальных женщин, делавших аборты, легальные и подпольные, в трудных жизненных ситуациях, во время эпидемий, войн, природных катаклизмов.

Я считаю, что большинство киношных беременностей и родов — это трансляция про-лайфеских взглядов, и вот почему:

1. Если в сериалах личная жизнь героев — не главное (например, это детектив или юридическая драма), родившие женщины выходят на работу практически сразу, и их жизнь кардинально не меняется. В реальности же все происходит с точностью до наоборот. После рождения ребенка жизнь женщины уже никогда не становится прежней. Женщины часто получают проблемы со здоровьем, не имеют возможности оставить ребенка с няней Они оказываются в ловушке бедности, социальной изоляции, проблем со здоровьем и самовосприятием. В сериалах этого не покажут, потому что зрители включают их, чтобы посмотреть, как отважная полицейская, только родив, гонится по крышам за опасным преступником и побеждает, а не на то, как она в послеродовой депрессии стирает пеленки, слушая от окружающих, что она ленивая жируха.

2. Во многих сериалах женщины становятся жертвами изнасилований, домашнего насилия, морального принуждения, шантажа, но не прерывают беременность от агрессоров и насильников. И я сразу вспоминаю про-лайферские проповеди о том, что «изнасилование — не повод для аборта».

3. «Будет зайка, будет и лужайка». Этот миф транслируется через улучшение семейной, материальной, карьерной жизни у героини после рождения ребенка. Но реальная жизнь — не кино и мы знаем, что лужайка не материализуется сама по себе. Согласно результатам доклада ЮНИСЕФ в 2005 г. о масштабах и профиле бедности, в России семьи с детьми отличаются самыми высокими рисками и глубиной бедности. Также следует отметить, что две трети бедного населения — женщины. С 1998 года в России наметилась тенденция увеличения доли бедных в сторону женщин.

3. Лозунг «Рожай, даже если там гибрид пришельца или сын сатаны!» тоже подозрительно напоминает попытки (а где-то уже и не попытки, а реальность) законодательно заставить женщин выносить и родить плод с несовместимыми с жизнью нарушениями развития.

4. «Рожай, даже если гибрид пришельца убьет тебя изнутри!». Аномальная беременность от пришельца или фантазийного персонажа часто происходит в результате лжи и обмана. Она вредит здоровью героини или убивает её, но ведь обманщик так любит её и их будущего ребенка. Принципиально важным считаю отметить, что обманщик осознает, что он представитель другого вида и не должен иметь детей с человеческой женщиной, потому это означает для нее летальный исход.

5. Впрочем, некоторые сериалы правдивы и показывают, что женщина умирает родив или что её убивают. Но ведь она дала жизнь, и это главное! Ничего не напоминает?

6. «Роди и отдай, сложно что ли?». Почему этот троп про-лайферский? Потому что аборт несет намного меньше вреда женскому организму, чем роды. Шанс женщины умереть во время и после родов в мед. учреждении намного выше, чем от легального аборта*.

7. «Роди и отдай хорошим людям». Эта идея антигуманная, так как только в кино дети всегда попадают в любящую семью. В реальности же их с большей вероятностью ждут детские дома и

8. Положительные главные героини не делают аборт. Для них у сценаристов всегда наготове выкидыши или ложноположительные результаты теста на беременность. Героини же, сделавшие аборт, в фильмах как правило являются второстепенными и «неблагополучными»: бедными, наркозависимыми, с ментальными заболеваниями и т.д. Таким образом формируется идея, что «правильные», «хорошие», «нормальные» женщины не делают аборты.
Однако реальность другая: аборты делают женщины из различных слоев общества, любого возраста, с разным состоянием здоровья, с детьми и без, замужние и одинокие.

Вопреки усилиям кино- и телеиндустрии, стоит помнить, что беременность и роды — это не обязательные составляющие жизненного хэппи-энда, а лишь начало длинного, как правило тяжелого, а иногда трагичного пути.

Это нормально не хотеть делать карьеру, выходить замуж, рожать детей! Нам нужно больше ролевых моделей. Нужны довольные своим выбором одинокие женщины без карьер и с карьерой, детные и бездетные лесбиянки, детные одиночки и бездетные пары. Альтернативные образы жизни группой, коммуной, бостонским браком. На полярной станции, в космосе, в колонии на Марсе, в лесу, в деревне.

Нам должны перестать навязывать материнство как возможность решить проблемы в семье или со здоровьем. Материнство должно быть добровольным, осознанным и безопасным, а не насильственным и вынужденным.

daria специально для

* В статье приводятся данные о смертности от абортов и родов —

Читайте также:
vk.com/wall-57529824_180471 — сериалы и мистическая беременность
vk.com/wall-57529824_233631 — детективные сериалы и сексизм, часть1
vk.com/wall-57529824_233668 — детективные сериалы и сексизм, часть2
vk.com/wall-57529824_255397 — из живого человека в сексуальный объект
vk.com/wall-57529824_278622 — репрезентация секса в сериалах

Больше статей о репрезентации женщин, сексизме в искусстве и медиа —

Комментарии 5

  • Я вот все пытаюсь вспомнить, был ли шанс у Лори из Ходячих оборвать беременность таблеткой?
    Не помню(

  • Ох, как же у меня горело от отношения мужских персонажей к Керри из «Родины»…