Путешествие к первоистокам

Путешествие к первоистокам. Современные резчики рунических камней. Часть 2 (Часть 1 по ссылке: )

Бодиль Петерссон, 2010 г.

ЭРИК РЫЖИЙ САНДКВИСТ

Эрик Рыжий Сандквист является резчиком рун, практикующим в Дании. С 1995 года (по 2009 прим.) он вырезал 57 камней. Они были возведены в Дании, Норвегии, Исландии, Гренландии, Англии, Голландии, Германии и Польше. Все возведенные им камни были задокументированы Национальным Музеем в Копенгагене. На этом настаивал сам музей, поскольку руководство не хотело, чтобы в будущем современные рунические камни путали с оригинальными.

Сандквист является членом группы реконструкторов Бримир, которая прежде всего сосредоточена на ремесле. Он увлекается ремеслом и самостоятельно выучился на резчика по камню. Он работает вместе с археологом Оле Тируп Кастхольм Хансеном (Ole Thirup Kastholm Hansen). Вместе они написали статью о том, какие инструменты могли использовать резчики рун. Статья является продолжением работы датского рунолога Эрика Мольтке (Erik Moltke), который в 1980 году установил (Нильсен и Мольтке, 1980), что в эпоху викингов для этой цели использовался остроконечный молот (pikhammer). Но с точки зрения практика, имеющего опыт использования различных инструментов для работы с руническими камнями, Сандквист и Кастхольм Хансен считают наиболее вероятным, что резчики рун эпохи викингов использовали зубило и молоток (Кастхольм Хансен и Сандквист, 2004).

Помимо резки рун, Сандквист также известен как ювелир. Он работает ювелиром вот уже 16 лет и в настоящее время (2009 год) работает в магазине в центре Копенгагена, где он продает собственные украшения, на изготовление которых его вдохновила эпоха викингов. В семье Сандквиста больше нет ремесленников. Он самоучка и как ювелир, и как резчик рун. На своих украшениях он также любит высекать рунические надписи. Именно с них начался его интерес к рунам, который впоследствии привел его к созданию рунических камней.

Время, которое требуется для создания одного рунического камня, варьируется. Во многом это зависит от того, как именно выполняется работа. Сандквист утверждает, что на создание обычного рунического камня, без каких-либо особенностей внешнего вида, у него уходит неделя. Рунический камень, который он изготовил для Королевского музея Еллинга, отнял у него около двух летних сезонов или же 300 часов работы в период с 2004 по 2005 год.

Обычно Санквист вырезает рунические камни сразу на том месте, где они будут установлены. Это также касается и взаимодействия с музеями, где часть концепции состоит в том, чтобы продемонстрировать и передать сам процесс вырезания рун. В этих случаях Эрик Рыжий работает в костюме викинга, так что резьба рун становится уникальным опытом для всех посетителей.

Сводный брат Сандквиста владеет собственной каменотесной мастерской. Там Эрик Рыжий изготовил несколько рунических камней, которые у него заказали частные лица, и производство которых не имело образовательного характера.

При резьбе камень должен лежать или стоять? В идеале камень должен стоять, чтобы резчик сразу же мог объективно оценить свою работу, но в таком положении процесс резьбы продвигается довольно тяжело. Гораздо легче вначале нарисовать контур, пока камень стоит, затем положить его, вырезать руны по контуру, а после снова поставить. Конечно, это проще всего проделать с небольшими камнями внутри мастерской.

В своей работе Эрик Сандквист использует различные зубила и молотки. И хоть они и не были найдены археологами в качестве инструментов, используемых викингами для резьбы по камню, Эрик утверждает, что это наиболее логичный выбор.

Текст на рунических камнях Сандквиста написаны на древнескандинавском языке, так как именно он использовался в старых рунических надписях, которые и пробудили в Эрике интерес к рунам. Он использовал различные фразы, взятые из эпохи викингов и наносил их на свои ювелирные изделия, стараясь соблюдать все лингвистические правила, насколько это позволяют надписи на оригинальных камнях. Языковед университета Копенгагена Майкл Нильсен (Michael Lerche Nielsen) помогает ему изучить и оценить тексты при резьбе.

Со временем он стал все чаще окрашивать свои камни. Это результат исследований поверхности рунических камней, которые показали, что зачастую они были окрашены. Поэтому очень интересно выяснить, как именно люди эпохи викингов красили камни и какие компоненты они использовали для создания краски.

Сандквист говорит, что тысячу лет назад люди, вероятно, были гораздо сильнее заинтересованы в вещах, создаваемых человечеством, в то время, когда большая часть окружения была задумана как естественная. Сегодня многие люди представляют себе эпоху викингов как естественную эру. Таким образом, любые явления, связанные с эпохой викингов, воспринимаются как естественные, а не как культурно созданные. Сандквист часто сталкивается с этим парадоксом в пределах реконструкций. Он старается не романтизировать образ резчика рун. Он видит процесс вырезания рун, как вполне современное, тесно связанное с остатками культуры викингов и ремесленными традициями, но все же созданное в наше время явление.

Кем являются клиенты, которые заказывают для себя рунические камни? Как правило, это музеи и поселения викингов, но иногда обращаются и частные лица, желающие возвести камень в честь кого-то или установить его в качестве надгробия. Первый камень, который вырезал Сандквист, был возведен в память о человеке из Христиании (Christiania, Copenhagen), которого звали Торкильд Вайс (Thorkild Weiss). При жизни он очень интересовался археологической находкой, которую называли Солнечной повозкой из трундхольмского болота (Trundholm). Другой камень Сандквист вырезал для группы викингов на датском острове Фюн (Fun). Они заказали камень в память об умершем члене группы. Сандквист считает, что это вдохновило его вырезать настоящий камень с целью сохранения памяти о человеке, подобно тому, как обычно интерпретируются камни эпохи викингов.

Женщина-лидер реконструкторской общины, сосредоточенной на проведении боев, получила от Сандквиста рунический камень, как только она подала в отставку. Этот конкретный камень изображает женщину с мечом. Меч в сочетании с женским образом является анахронизмом, однако Сандквисту кажется, что всё в порядке. Она же воин, так что почему бы и нет?

Эрик Сандквист говорит, что со временем он стал более прагматичным, а потому аутентичность не имеет решающего значения в его работах. В любом случае, он никогда не сможет соответствовать стандартам эпохи викингов, потому что сегодняшняя резьба рун абсолютно современное явление.

Сандквист убежден, что вполне резонно быть в некоторой степени коммерчески ориентированным, но только не в случае, когда заказчик просит вырезать нацистские или крайне националистические мотивы. Таких заказов он старается избегать. Но не всегда можно заранее понять конечные цели людей.

Общество Творческого Анахронизма (The Society of Creative Anachronism), ОТА, ежегодно проводит в США ярмарки, куда Сандквист приезжает, чтобы продать свои викингские украшения. ОТА смешивает различные периоды без ортодоксии в отношении подлинности. Бримир, реконструкторская группа, в которой состоит Сандквист, является одной из старейших общин, существующих в скандинавских странах и Дании.

Сандквист часто посещает воссоздание битвы при Гастингсе в 1066 году. Ярмарка устраивает его каждые пять или шесть лет, когда 14 октября выпадает на субботу, в тот же день, когда битва состоялась в действительности. В эти годы реконструкция проходила с размахом, но есть и аналогичное ежегодное мероприятия меньших масштабов.

Сандквист считает, что первая половина XI века была наиболее интересным и вдохновляющим периодом по части искусства и украшений. Этот период особенно хорошо подходит для его производства ювелирных украшений.

Татуировки, которые есть на теле Эрика, и которые интересуют многих людей, увлекающихся эпохой викингов, часто ставят под сомнение. Ибн Фадлан (арабский путешественник первой половины X века прим.) описывал некое явление, которое позднее интерпретировалось как татуировки эпохи викингов. Это единственный аргумент в пользу того, что у викингов могли быть татуировки.

Интерес к эпохе викингов появился у Сандквиста, когда он был еще ребенком. У его тёти была книга 1960-х годов с рисунками и текстом, затрагивающими мировое древо из скандинавских мифов ясень Иггдрасиль. Будучи ребенком, он также получил книгу Рыжий Орм (Röde Orm; в русском переводе также известна как Драконы моря прим.), в которой была описана история викингов. Эрик Сандквист взял себе такое имя, потому что его отец интересовался историей.

В рамках реконструкторского движения идеально, если вся атрибутика была изготовлена самостоятельно. Сандквист по-прежнему подчеркивает, что в эпоху викингов производство становилось всё более специализированным.

Сандквист считает, что в ремесле важно сосредоточиться на чем-то одном, вместо производства множества разных вещей. Сам он в первую очередь занимается серебряной ковкой и каменной кладкой. Его интерес к дизайну подпитывает это увлечение. Инсценировка обеспечивает контакты с разного рода комиссиями. Задачи по вырезанию рун он получает прежде всего на встречах с новыми людьми. Музеи также делают заказы, лично связываясь с Эриком.

В последние годы возросла конкуренция со стороны других стран, таких, как, например, Польша, где изделия, относящиеся к эпохе викингов, могут быть гораздо дешевле, чем в скандинавских странах. Быть мастером значит хорошо знать каждый этап производства и быть готовым изготовить какую-либо вещь прямо на месте, а не где-то далеко. Эрик Сандквист говорит, что здесь важно соблюдать баланс между стремлением к подлинности и коммерческому успеху.

Сандквист говорит, что никто не сможет вернуть традиции, которые ушли несколько веков назад. То, что делается сегодня, это попытка создать что-то новое в наше время, что лишь в некоторой степени имеет отношение к эпохе викингов.

Реконструкторские сообщества очень сплочены между собой. Сезон ярмарок викингов длится с мая по октябрь, когда торговые точки открываются по всей Скандинавии и в других странах Европы. Люди и общины, относящиеся к эпохе викингов, получают возможность встретиться и обменяться опытом касательно этого периода.

Резчик рун Эрик Рыжий Сандквист является частью личностной идентичности (см. определение идентичности в аннотации к первой части статьи прим.). Он известен как резчик рун в своем окружении. Такой образ жизни позволяет ему находить людей с похожим складом ума. (Вся информация в этом разделе является результатом интервью, проведенного 9 января 2008 года в Копенгагене).

РЕЗЧИК РУН КАЛЛЕ

Остров Адельсё (Adelsö) располагается неподалеку от викингского города Бирка на острове Бьёркё (Björkö) в озере Меларен, где работает резчик рун Калле (Kalle the Runecarver). Он начал свою карьеру в качестве резчика рун в начале 1990-х. Свой первый рунический камень он создал в 1993 году, надпись гласила: Новые руны расширяют возможности старой веры.

Однажды он попал на страницы шведской газеты Dagens Nyheter (букв. Свежие новости прим.), а также упоминался в статье промышленно аффилированной шведской газеты Dagens Industri (букв. Индустрия сегодня прим.), и вскоре к нему обратились первые клиенты, желающие заказать рунический камень. Этими первыми клиентами были как компании, так и частные лица, желающие заказать памятники, которые могли бы с ними ассоциироваться (подробнее: ).

Резчик рун Калле использует современный шведский язык при вырезании своих надписей. Он не использует древнескандинавский, как это делает Эрик Рыжий. Рунические камни Калле бывают нескольких видов. Он создает традиционные рунические камни, которые возводятся в контексте тематических мероприятий, например, ярмарок и фестивалей викингов.

Одним из примеров его работ является рунический камень, воздвигнутый в 1997 году вблизи Румскуллы (Rumskulla) и викингской фермы Культхульт (Kulthult) в Смоланде: Герт воздвиг камень в память о себе и о том месте, которым он владеет. Калле вырезал. Другим примером является рунический камень, вырезанный на фестивале викингов в Сталлархольмене (Stallarholmen) в 20032006 годах с надписью: Викинги Сталлархольмена воздвигли камень как связующее звено между прошлым и будущим.

Резчик рун Калле также занимается изготовлением памятных камней на день рождения. Одним из таких примеров является рунический камень, возведенный в Хотунахольме (Håtunaholm) в 1996 году, когда заказчик отмечал свой 50-й день рождения: Хокану из Хотуна 50 лет, множество вещей он сделал. Друзья воздвигли камень. Калле вырезал. Также он занимается изготовлением надгробий, которые выглядят как рунические камни. Помимо фамилий и дат, как на обычных надгробиях, здесь есть петля с рунами, которая украшает камень.

Кроме частных лиц и компаний, резчик рун Калле также получает заказы от ассоциаций. В 1993 году судоходный концерн Viking Line заказал камень с надписью: Большие корабли все еще ходят в восточном направлении. Viking Line воздвиг. Калле вырезал. Viking Line судоходная компания, работающая в Балтийском море с пассажирскими и грузовыми паромами на маршруте Стокгольм Аландские острова Хельсинки

Ныне не существующая шведская охранная компания Securitas заказала в 1994 году камень с текстом: Честность, настороженность, любезность. Калле вырезал. Как и в случае с руническим камнем для Viking Line, здесь также идет упор на бизнес, но, в отличие от предыдущего примера, он уже никак не связан с викингами.

Жилищный кооператив под названием The Runestone заказал камень в 2002 году с текстом: Люди разных культур из жилищного кооператива The Runestone воздвигли этот камень в память о сорока хороших годах. Пусть и дальше на земле преобладает комфорт и мир. Калле вырезал.

Резьба, где текст показывает, что клиент пожелал сказать с помощью рун, была сделана в 1995 году в охотничьей хижине. Там сказано: Природа заключает в себе красоту, жизнь и смерть. Она может быть жестокой, но она же нас кормит. Мудрый охотник сохраняет природный баланс и охотится смиренно. Лейф это сделал. Калле вырезал.

Еще один интересный случай из практики резчика рун Калле камень, перевезенный через Атлантику и воздвигнутый в северной части Ньюфаундленда (Newfoundland) в 2000 году в рамках празднования 1000-летия со дня открытия викингами вместе с Лейфом Эриксоном Северной Америки. Текст гласит: ТАТВ и Барбара Генг воздвигли камень, чтобы ознаменовать исследование Северной Америки Лейфом Эриксоном в год тысячный. Калле вырезал. ТАТВ Туристическая Ассоциация Тропа Викингов (VTTA; Viking Trail Tourist Association).

Калле также изготовил камень в честь себя в 1997 году. Он назвал его Рунический камень Старых Богов: Старые боги радуются, когда люди искушаются мудростью древней веры, чтобы снова увидеть дальнейший путь. Калле намеренно использует аллитерацию в качестве поэтического трюка.

Резчик рун Калле в течение последних лет также активно использует цифровые технологии в своей попытке воссоздать художественную традицию прошлого. Он утверждает, что рунические камни, которые представлены на ряде скандинавских сайтов, вводят посетителей в заблуждение, поскольку на их поверхности не сохранилась оригинальная краска.

Сегодня окрашивать камни в яркие цвета запрещено, так что Калле проделывает это на компьютере. На его сайте можно увидеть некоторые специфические камни из центральной части Швеции Уппланда. При помощи цифровых технологий он окрасил эти камни так, чтобы подчеркнуть их красоту и значимость орнамента.

Изображение 1: Рунический камень, сделанный Эриком Рыжим Сандквистом для Королевского музея Еллинга в период с 2004 по 2005 год. Фото Кристер Хамп.
Изображение 2: Рунический камень, воздвигнутый в северной части Ньюфаундленда в 2000 году в честь 1000-летия открытия Северной Америки. Фото Калле Дальберг.

Продолжение в пятницу.

Комментарии 3

  • , спасибо !!!

  • Татьяна, некоторые фотографии работ Эрика Рыжего можно найти по адресу: , но более информативным будет сайт резчика Калле (). В третьей части перевода будет упоминание других резчиков, на которых мы дадим ссылки в пятницу.